Основатель тайцзы Чжан Саньфэн

Чжан Саньфэн (настоящее имя – Цюаньи) был легендарным китайским даосом и основателем практики Тайцзы или Тайцзыцюань. Его описывали как умиротворённого даосского отшельника с чувством юмора, который мог преодолевать большие расстояния, до 500 км, пешком за один день.

В исторических записях династии Мин говорится, что Чжан Саньфэн всегда одевался в светлые даосские одеяния вне зависимости от времени года. Он мог жить без еды несколько месяцев и цитировать классические каноны или свитки, прочитав их всего один раз. Люди рассказывали много историй о его сверхъестественных способностях. Однажды в одном из храмов, в котором он остановился, люди посчитали, что он умер, но во время похорон Чжан вернулся к жизни.

Считается, что он постиг Дао (то есть стал просветленным) и обрёл бессмертие. Благодаря его поэзии даосизм стал очень популярен. Он жил во времена трёх династий: Сун, Юань и Мин, более 200 лет. Поскольку в поздние годы жизни Чжан вёл уединённую жизнь отшельника на горе Удан, трудно установить точные даты его жизни.

Чжан Саньфэн считается основателем боевой практики тайцзыцюань, одной из знаменитых школ Южного Китая. Помимо этого, он также основал даосскую школу Удан. Даосские школы боевых искусств удан пользуются такой же славой, как и буддийская шаолиньская школа из Северного Китая, которая согласно легенде была основана Бодхидхармой.

Школы Удан уделяют большое внимание внутренней силе и следуют философии «спокойствие побеждает суету» и «мягкость побеждает твёрдость», что отражает даосские принципы спокойствия и жизни в гармонии с природой.

Фото Чжан Саньфэн
Чжан Саньфэн

В детстве в возрасте пяти лет Чжан начал терять зрение из-за болезни глаз. Даосский священник сказал родителям Чжана, что у их сына удивительные способности для совершенствования в Дао, но он страдает от вмешательства злых духов. Он решил взять Чжана в ученики, обучить его даосским практикам и излечить его глаза. Родители дали своё согласие.

Так Чжан стал даосским учеником в храме. У него был обнаружен большой талант в обучении, и он быстро осваивал классические основы даосизма. Его зрение полностью восстановилось спустя несколько месяцев, но к родителям он возвратился только после семи лет совершенствования по даосизму.

В юности Чжан Саньфэн отдался карьере государственного чиновника, получив на экзаменах почетный титул «маоцай» (цветущий талант). Он прославился своим литературным дарованием и был назначен главой уезда в Чжуншань. Однако известно, что он посещал даосские монастыри и очень интересовался практикой даосизма.

После смерти своих родителей он подал в отставку, полностью отказался от стремления к мирской славе и богатству и начал путешествовать по Китаю, желая найти великого даосского мастера и путь к просветлению.

После десятилетий путешествий и поисков ему удалось найти учителя, который передал ему секреты совершенствования. Впоследствии Чжан поселился на горе Удан со своими учениками. Считается, что именно на горе Удан он постиг Дао и обрёл бессмертие.

Когда на трон взошёл император Юнлэ (ЧжуДи), сын первого императора династии Мин, он захотел найти Чжан Саньфэна. После нескольких неудачных попыток император отправил на поиски Чжана вассала Ху Гуана с очень душевным письмом, которое сам написал.

Получив это письмо, Чжан написал императору ответ в стихотворной форме. Чжан точно знал, почему император его разыскивал. Как правитель Китая, император имел всё, что хотел. Поэтому для чего он мог искать встречи с Чжаном? Ответ был один: он хотел долгих лет жизни.

В стихотворении Чжан раскрыл императору Юнлэ секрет долголетия: нужно успокоить свой ум и отказаться от мирских желаний. Император Юнлэ был очень рад и последовал его совету.

После этого император приказал построить восемь дворцов, два даосских храма, тридцать шесть монастырей и семьдесят два каменных храма на горе Удан. Он даже объявил её королевской горой и торжественно узаконил это королевской печатью.

Как и предсказывал Чжан Саньфэн, гора Удан стала очень известной, от нее произощло название учения, и даосизм в Китае начал процветать. При этом он отмечал, что даосизм, конфуцианство и буддизм появились на Земле, чтобы помочь людям жить чистой жизнью и совершенствоваться. Чтобы избежать вступления на аморальный путь, люди должны культивировать в себе сострадание, верность, уважение к родителям, честность и терпение вне зависимости от своего социального положения или возраста.

Практика Тайцзицюань утратила многое из первоначального учения. В наши дни она широко известна в мире, но в большинстве случаев распространяется как боевое искусство или упражнения для улучшения здоровья, а не система совершенствования для постижения Дао, которой она изначально являлась.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *