Божественная ценность брака – многовековая мудрость
Создание семьи – важнейший шаг в жизни человека. Начиная с Адама, которому Бог создал вторую половинку – Еву – и сказал: «Плодитесь и размножайтесь», человечество существует благодаря семье. Роль мужчины, мужа и отца, со времён Адама заключается в обеспечении жены и детей всем необходимым и защите своей семьи. Женщина, жена и мать, «хранительница очага», заботится о муже и детях, ведёт хозяйство. Таким образом в браке достигается гармония.
В Древнем Китае считалось, что одинокие люди неполноценны, а семейная пара рассматривалась как единое целое. В тексте «Юли Чжушу» времён династии Хань сказано: «Отец и сын, муж и жена, братья являются одним телом».
Но если братья, отцы и сыновья связаны кровными узами, то мужья и жёны связаны только любовью и верностью.
Конфуций в «Книге обрядов» написал: «Из противоположности мужчины и женщины возникла праведность между мужем и женой». Поскольку мужчины и женщины выполняют разные обязанности в семье, разделение обязанностей порождает взаимопонимание и уважение, которые древние называли «праведностью».
Сватовство
Главной целью брака было воспитание детей, чтобы они стали достойными членами общества и передавали наследие каждой семьи. В «Книге обрядов» говорится: «Церемония брака должна связать узами любви две семьи с разными фамилиями, чтобы обеспечить служение в храме предков и продолжить род».
В древнем Китае брак считался действительным, только если он был одобрен родителями пары. Это был союз двух семей. Более всего были распространены браки по договорённости. Считалось неприличным, когда неженатые мужчины и женщины в обход официальных процедур сватовства сами знакомились друг с другом.
Чтобы пара считалась вступившей в брак, надо было выполнить шесть обрядов, которые следовали строго по порядку.
- Сначала мужчина должен был сделать предложение с соответствующим подарком.
- Если предложение принималось, далее следовало «выяснение имени и дня рождения девушки». Цель этого обряда – убедиться, что нет кровного родства.
- Потом ждали одобряющего предсказания, которое гарантировало, что союз будет гармоничным.
- После получения такого предсказания жених делал подношение семье избранницы.
- И наконец назначалась дата свадьбы.
- В заключении жених и невеста встречались друг с другом.
Свадьба
Если сейчас процедура свадьбы считается большой и весёлой вечеринкой, то во времена династии Чжоу свадьба была торжественным и серьёзными мероприятием. В «Книге обрядов» написано:
«На церемонии бракосочетания нет музыки, потому что невеста испытывает душевное страдание от одиночества и темноты из-за разлуки с родителями. На церемонии не было поздравлений: считалось, что просто одно поколение мужчин сменило другое».
Такие свадебные церемонии характерны для династии Западная Чжоу. Как уже говорилось, они не включают наличие поздравлений, музыки, еды или напитков.
Семья невесты также должна была демонстрировать печаль по поводу расставания с дочерью, поэтому не разрешалось зажигать свечи три ночи.
В доме жениха был свой ритуал: три дня не должно быть музыки, пения и танцев, что являлось демонстрацией поступков серьёзного человека, который может нести ответственность за семью.
Для супругов существовали свои ритуалы: их новая жизнь как мужа и жены начиналась с того, что оба вместе пили вино из тыквы. Тыква была разрезана на две части, и каждая половина наполнялась вином.
Тыква и вино имеют горький вкус, что указывало на будущие трудности, с которыми пара может столкнуться. А половинки тыквы были связаны верёвкой. Это означало, что, хотя раньше пара была разделена, судьба свела их вместе.
Распространённой традицией в Китае было также, когда муж и жена отрезали пряди волос и связывали их вместе как символ единства и вечной связи.
Хотя в наше время люди уже далеко отошли от понимания значимости брака как единого целого мужа и жены, день свадьбы до сегодняшнего дня остаётся одним из самых значительных моментов в жизни человека.