О СТАРИКЕ, КОТОРЫЙ ПОТЕРЯЛ СВОЕГО КОНЯ

Всем, кто хотя бы немного знаком с даосизмом, известно выражение: «Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, Дао следует естественности». Что же такое Дао?

Центральным текстом даосизма является книга великого китайского философа Лао Цзы «Дао Дэ Цзин» – «Книга пути и достоинства». Лао Цзы жил в 6-ом веке н.э. и считается основателем даосизма.

Л. Н. Толстой, прочитав эту книгу, был ошеломлён её мудростью и сам стал сторонником «теории недеяния», или (как он сам её наименовал) «теории неделания». На её основе Толстой развил свою теорию «непротивления злу насилием».

Даосизм утверждает, что есть некий путь всех вещей мира, одновременно существуют Вселенная и главный мировой Закон. Он позволяет миру быть, но при этом не управляет им. Основной принцип даосов – непротивление естественному течению событий и саморазвитие. Недеяние – это отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным миропорядком.

В повести «О Старике, который потерял своего коня» отражена эта идеология. Эта повесть была написана правителем древнего государства Хуайнань Лю Анем и широко известна среди китайцев. В ней расскзывается о пожилом человеке, жившем со своим единственным сыном на границе государства. Старик любил лошадей и часто позволял им свободно пастись на лугах.

Однажды слуга доложил старику: «Лошадь пропала! Она, должно быть, ушла в соседнее государство». Его друзья сочувствовали ему, но старик совсем не беспокоился о потере. Он сказал: «Кто знает! Потеря может принести нам удачу!»

Спустя несколько месяцев произошло нечто удивительное: пропавшая лошадь не только благополучно вернулась домой, но и привела с собой прекрасного коня из соседнего государства.

Когда друзья старика услышали эту новость, они поздравили его с удачей, но он сказал: «Как знать, это может обернуться несчастьем».

Однажды сын старика ехал на этом прекрасном коне, упал с него, сломал ногу и стал калекой.

Друзья пришли, чтобы утешить старика, но он, казалось, был меньше всего встревожен этим несчастным случаем: «Кто знает! Это может принести нам счастье».

Год спустя войска соседнего государства перешли границу, и все молодые и сильные мужчины были мобилизованы для борьбы с захватчиками. Многие погибли на войне. А сын старика из-за покалеченной ноги в армию призван не был и остался жив.

В этой истории Лю Ань наглядно проиллюстрировал философию Лао-Цзы, говорившего о двойственности мира: несчастье содержится в счастье, а счастье берёт своё начало от бед.

Жизнь – это серия естественных и спонтанных изменений. Не сопротивляйся им, – это не приведёт ни к чему хорошему. Позволь действительности быть действительностью. Позволь всему идти своим чередом. Все противоположности неразделимы и взаимодействуют друг с другом. Например, вход с одной стороны является выходом с другой.

Ниже ещё несколько афоризмов Лао Цзы:
– Голос истины противен слуху.
– Истинные слова не бывают приятны. Приятные слова не бывают истинными.
– Когда возникло мудрствование, возникло и великое лицемерие.
– Коль много накопишь, то много и пропадёт.
– Кто, зная много, держит себя как не знающий ничего, тот – нравственный муж.
– Нет беды тяжелее незнания удовлетворённости.

Некоторые жемчужины китайской мудрости нам нелегко понять, но те, которые мы способны осмыслить, просто великолепны. Они нас учат спокойной рассудительности, терпению, мудрости и доброте, на многое открывают нам глаза, помогают понять, что для всего происходящего имеются свои причины.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *