Мудрые истории об отношении к деньгам

Чжан Юэ, примьер-министр при императоре Сюань Цзуне династии Тан, прославился своим глубоко-мудрым отношением к деньгам. Эту мудрость он коротко, всего в 200 иероглифах, изложил в трактате «Цянь Бэнь Цао».

Чжан Юэ сравнивает деньги с лекарством, которое обладает свойствами «сладость, горечь, ядовитость». Деньги – сладки, потому что позволяют удобно и сытно жить. Люди проявляют к деньгам большой интерес, многие за ними гонятся. Но погоня за деньгами приводит к многочисленным проблемам, горечи, может свести с ума, сделать человека одержимым. А одержимый человек, потерявший голову, является отравленным, от отчаяния он может покончить собой.

Каким образом люди должным правильно пользоваться деньгами, то есть «лекарством» под названием «деньги»? Чжан Юэ рассказывает несколько историй, которые мы сейчас коротко перескажем.

История первая

Более двух тысяч лет тому назад правитель Гоуцзянь и его мудрый советник Фань Ли пережили вместе несколько войн, терпели поражения и победы, побывали даже в плену. После одной из побед над государством У, в результате проведения разумных реформ, Фань Ли получил от правителя Гоуцзяна заслуженные награды и звания за выдающуюся службу. Но Фань Ли отказался от всех наград и почестей, забрал жену и перебрался в государство Ци.

В государстве Ци Фань Ли занялся торговлей и вскоре добился невероятного успеха. Узнав об этом, правитель государства поспешил назначить его на должность премьер-министра. Но Фань Ли раздал всё своё богатство и перевёз семью в другое место под названием Таоди, где снова занялся предпринимательством. И снова Фань Ли накопил огромное состояние, которое раздавал направо и налево. Так он прожил ещё 19 лет.

древние монеты

В жизни Фань Ли совершенно не интересовали ни богатства, ни власть. Последующие поколения почитали его как «мудрого торговца». В чём же его мудрость? В том, что он мог в любую минуту отказаться от высокого ранга и состояния, рассматривая потери и приобретения как взаимно обратимые: если ты умеешь отдавать деньги, то сможешь их и приобрести.

Деньги используются внутри общества, чтобы ему служить. Они как вода текут среди людей, снабжая их пропитанием, жизненной силой. Когда мы не задерживаем их у себя, не складываем их в сейфы, боясь расстаться с мнимым чувством наживы, тогда мы не создаём искусственных пробок во всеобщей денежной циркуляции. Фань Ли просто не создавал этих искусственных денежных заторов.

История вторая

В древнем Китае в городе Гуанлин жил торговец зерном, которого звали Ли Цзюэ. Он с детства был осмотрительным и наполненным достоинствами человеком. Когда мальчику исполнилось 15 лет, отец оставил на него семейное дело и уехал.

Ли Цзюэ продавал зерно, не тратя усилие на взвешивание. Он давал весы покупателю, и тот взвешивал сам. Он также не конкурировал с рыночной стоимостью зерна, а всегда устанавливал низкую цену. Его выручка была меньше юаня за доу зерна (доу – примерно 7 кг). Почему? Ли Цзюэ самым главным считал заботу о родителях. По его расчётам, полученной выручки было достаточно для этой цели.

Удивительно, но спустя несколько лет, семья Ли Цзюэ стала вполне самостоятельной, ушла нужда, домочадцы покупали необходимую еду и одежду по потребности, не отказывая себе ни в чём.

Когда вернулся отец, он был поражён, спросил сына, как ему удалось достичь благополучия? Сын рассказал о своих простых действиях, на что отец сказал сыну следующее:

«Все предприниматели используют большой доу при покупке зерна и меньший при продаже и таким образом получают большую прибыль. Хотя правительственные чиновники проверяют размер доу два раза в год, весной и осенью, многие люди всё ещё обманывают подобным образом. Я всегда использовал доу одинакового размера, как для покупки, так и для продажи зерна и думал, что поступаю правильно. Ты поступаешь ещё лучше, позволяя покупателям самим взвешивать свои покупки, и всё же тебе удаётся хорошо зарабатывать на жизнь».

Затем отец спросил: «Может быть, Боги заботятся о тебе?»

Ли Цзюэ прожил более 100 лет, имея крепкое здоровье. Однажды вечером он спокойно скончался. Три дня спустя его родные услышали треск, доносящийся из гроба. Они увидели, как тело Ли Цзюэ возносится на Небеса. Благодаря своей добродетели, благодаря тому, что не относился к деньгам как сокровищу, Ли Цзюэ стал бессмертным.

История третья

Жил честный человек по фамилии Чжоу в середине династии Мин. Он был родом из бедной семьи, поэтому снимал жилище. Однажды под кирпичами печи его жена нашла два серебряных слитка и очень обрадовалась, теперь-то они смогут выбраться из нужды. Но муж взял драгоценность и произнёс: «Это добро мы честно не нажили, мы не можем его присвоить. Но если слитки всё же принадлежат нам, я оставлю на них надпись: «Если ты моё, то вернись честно».

серебряные слитки

Чжоу взял серебреные слитки, вышел из дома, подошел к реке, сел в лодку, доплыл до середины реки, бросил слитки в воду, и вернулся домой. Всё, что делал Чжоу, видел лодочник. Он решил заполучить слитки. Отправился к рыбаку и попросил того выудить слитки со дна. Рыбак вытащил слитки, спрятал их, солгав лодочнику. Возник спор, дошедший почти до драки. Оба пошли жаловаться местным властям, началось следствие. Поначалу рыбак и лодочник лгали, но они скоро устали от своей лжи и во всём признались. Слитки отправили в местную казну.

Прошло время. Чжоу сдал государственный экзамен. По традиции начальник уезда устроил приём для успешных кандидатов на должность чиновников. Перед каждым положили серебряные слитки. Перед Чжоу оказались те самые слитки с ещё хорошо видной надписью «Если ты моё, то вернись честно».

Чжоу совершил честный, благородный выбор и получил вознаграждение свыше – успешную сдачу экзаменов и получение государственной должности. За свой труд и старание он и получил заслуженное вознаграждение.