Терпение — величайшее благородство души
Истинное терпение – это своего рода благородство души. История хранит много рассказов об известных личностях, проявлявших большое терпение в крайне сложных ситуациях.
Обратимся к западной культуре. Когда Бог Прометей увидел, как тяжела жизнь людей, он проявил к ним милосердие и решил подарить им огонь. Он похитил огонь у Бога огня Гефеста и передал его людям, за что те были ему глубоко благодарны. Узнав об этом, Зевс, царь Богов, был разгневан и решил наказать Прометея. По его приказу Прометей был прикован к скале и должен был терпеть тяжёлые муки. Каждый день прилетал к нему орёл и выклевывал его печень. Но у бессмертного Прометея каждый день вырастала новая печень. Так продолжалось много лет, пока однажды богатырь Геракл не убил орла выстрелом из лука.
Другой пример из древней восточной культуры. Сыма Цянь, потомственный историограф ранней китайской династии империи Хань, живший в период с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э., был подвергнут кастрации. Он понёс это наказание за то, что осмелился выступить в защиту генерала, обвиняемого в провале военной кампании против агрессивного кочевого народа хунну, жившего на севере от Китая. Сыма Цянь мужественно перенёс унизительное наказание и уже в тюрьме закончил своё эпическое произведение китайской историографии «Записи великого историка», начатое ещё его отцом. Цяню принадлежат слова: «Хотя смерть постигает всех людей одинаково, она может быть тяжелее горы Тай или легче пера».
Терпение для людей, идущих по пути самосовершенствования, имеет важное значение. Основная масса людей считает, что терпеть – значит уметь переносить невзгоды, сжав губы, но это лишь один аспект терпения. Терпение для духовных людей включает в себя умение быть терпеливым ко всем и всему, умение переносить тяготы жизни, умение принимать, иметь упорство в достижении цели, быть ответственным, благородным, но не высокомерным, умение благородно побеждать, иметь высокую добродетель, быть смиренным, выносливым, умение отказываться от зависимостей, быть внимательным к другим и ещё многое.
Известно, что китайские иероглифы имеют глубокий смысл, это не просто красивые начертания. Китайский иероглиф «терпение» состоит из графического обозначения ножа вверху и сердца внизу. Смысл этого заключается в том, что при возникновении конфликтной ситуации, когда ты чувствуешь, будто в сердце вонзается нож, нужно уметь сохранить мужество и спокойствие и с уверенностью и мудростью избежать конфликта, свести к минимуму неуместные потери и с альтруизмом разрешить ситуацию.
При настоящем терпении не таят в сердце обиды и гнева, иначе это не настоящее терпение. Все эти отрицательные чувства разрушают человека, они тяжёлым грузом лежат на его сердце, разлагают его печень и почки. Люди, хранящие в душе гнев и обиду, часто не могут оставаться спокойными, нелогичными в своих поступках. Совершенствуя своё терпение, люди улучшают здоровье, становятся логичными в своих действиях, с мудростью разрешают сложные ситуации.
Уроки вынесенных «унижений»
В Китае говорят, что недальновидный человек ответит на оскорбление обнажённым мечом. Но это не называется мудрым поступком и не является настоящей храбростью. Смелые люди никогда не торопятся вступить в схватку, когда на них нападают. Сохраняя терпение, истинные храбрецы делают всё возможное, чтобы успокоить своего противника. Даже если оскорбления не имеют никакой основы, эти люди всегда сохраняют спокойствие и великое терпение.
В китайской культуре уделялось большое внимание терпению и терпеливости, благодаря этому сохранилось много историй о достойных личностях. Например, история о Хань Сине – великом военачальнике и стратеге императора Лю Бана, являвшимся одним из основателей династии Западная Хань.

В молодости Хань Синь занимался боевым искусством и поэтому ходил с мечом. Однажды один прохожий назвал его трусом, потому что у него всегда при себе был меч, и, подзадоривая юношу, предложил или убить его, или проползти между его ног. Хань Синь не хотел убивать обидчика и прополз между его ног. Его не расстроили насмешки наблюдавших эту сцену: он обладал великим терпением и мог правильно оценивать происходящее.
Когда в последствии он стал генералом императора Лю Бана, он нашёл своего обидчика, который в испуге стал просить помиловать его. Но Хань Синь сказал: «Это сильный человек. Когда он оскорбил меня много лет назад, я мог тут же убить его. Но у меня не было уважительной причины для этого, поэтому я позволил ему унизить меня. Но я бы не добился того, чего добился, если бы тогда не выдержал унижения».
В благодарность за хороший урок Хань Синь назначил этого человека на хорошую должность.
Быть терпеливым – не значит быть слабым и преклоняться перед кем-либо. Быть терпеливым – это умение прежде подумать о другом и избежать ненужного конфликта, умение наладить отношения и проявить широту души.