Является ли Иванушка-дурачок дураком на самом деле

Образ русского сказочного персонажа Ивана-дурака заимствован из мифологических преданий. Есть множество разных интерпретаций сказок об этом персонаже. Но неизменным всегда остаётся то, что он выходец из бедной семьи, третий и самый младший брат в семье.

Везёт дуракам

Иванушка представлен в сказках просто дураком, и непонятно как он стал главным и любимым героем. Почему же он в итоге непременно оказывается в выигрыше?

И ничего-то у него как надо не получается. И полежать любит, и на дудочке поиграть не прочь, а как ни крути, каким-то непонятным образом то наследство заполучит, то на принцессе женится. Одним словом, везёт дураку!

«Обставить» своих умных и расчётливых братьев ему удаётся просто так, как бы между прочим. И старшие братья всегда остаются не у дел и не достигают поставленной цели. А Иван-дурак пассивный и безответственный, но ему всегда вовремя приходят на помощь разные чудеса.

Логика сказочного персонажа

Российский философ и писатель Александр Секацкий сравнивает сказочный персонаж Иванушку с даосом. Он нарушает принципы рационального существования и напоминает, что в мире не всё подлежит тотальному сознательному охвату и не всё зависит от закономерностей этого мира и от человеческих усилий. Иван хочет наблюдать за миром. Он не заботится о здравом смысле, не заботится о пользе и выгоде, но, как ни странно, получает всё.

иванушка дурачок

По логике героя, людям не обязательно нужно действовать и преодолевать: им требуется творить и дарить. Иванушка вводит новые правила игры, в конце которой можно прийти только к победе. Иван готов идти «туда – не зная куда», готов выполнить невыполнимое.

Илья Муромец сидел на печи 30 лет, а Емеля-лежебока и с печи не встал: так и поехал на ней во дворец. Но, когда приходит нужда, Илья Муромец выходит в путь, на подвиги, а Емеля пойдёт за водой и вытащит волшебную щуку. Вот и выходит, что глупость – обратная сторона мудрости и правды. «Глупость свободна от норм и правил официального мира, а также и от его забот и его серьёзности», – считает литературовед Михаил Бахтин.

Так в чём же мораль сказок про Иванушку-дурачка?

Секрет заключается в простодушии. Иван-дурак вовсе и не дурак. Сказки существовали ещё в языческие времена, а раньше была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили «черти». Дети в давние времена получали настоящее имя только в 11-13 лет, а их детские имена в основном были образованы от числительных – Первак, Вторак, Третьяк, Другак (другой, следующий). Через некоторое время имя Другак упростилось до имени Дурак.

В церковных записях XIV-XV веков такое имя встречается. И только с XVII века оно стало употребляться в значении «глупый человек». Так оно и было, потому что младшенький – самый несмышлёный, поэтому и называли его Иван-Дурак.

Поступки нашего героя на первый взгляд нелепы и совершенно бесполезны, но со временем раскрывается их смысл. Например, Иванушка, чтобы вылезть из нищеты, отправляется служить и при расчёте отказывается от денег. Он просит щенка или котёнка, которые впоследствии спасают его жизнь.

Для достижения цели ум не нужен

Таким образом, дурак выступает границей между рациональным существованием и иррациональным. Его способ существования можно охарактеризовать как «срединный», или альтернативный. Он находится вне честолюбия и героизма, и в то же время его жизнь творческая, обращённая на испытание предела собственных возможностей, и совершенно простая.

Получается, что для достижения успеха ум вовсе и не обязателен. Если тебе на роду написано жениться на царской дочке, то и женишься, даже если ты дурак. А уж если нет, то и прикладывать усилий не нужно, – всё равно не сбудется.

Свой путь нужно выбирать сердцем

В каждой из сказок герой вынужден преодолевать трудности, если не хочет лишиться жизни и счастья. Ему приходится обходить препятствия, проходить испытания, превосходящие человеческие возможности. На самом деле это извечный вопрос народа: что делать, если судьба ставит в такое положение, из которого нет возврата на жизненный путь, ведущий к цели. Успех дураку приносит правильный выбор пути.

Он не требует за свои подвиги признания и славы: он не болен тщеславием и даже не хочет, чтобы его считали героем. Смысл действий Дурака, даже когда он идёт неизвестно за чем, – борьба с нечистью и умножение добра. И в этом ему помогает всё, что светло и добро: и мать сыра земля, и букашки, и зверушки. И сам он светел и добр: живёт сердцем.

Вот и выходит, что Иванушка-дурачок не глуп, а умён. И ум его не в хитрости и обмане и даже не в плутовстве и выгоде заключён. Этот герой знает цену всякой фальши, показной красивости, видит цену в совершении добра другими, а значит, он мудр. Вот и любит народ таких, кто голубка не обидит, конька-горбунка выберет, природу сбережёт, родителей уважит, а потом ещё и своё другим отдаст.