Жадность порождает беды и ведёт к потере того, что имеешь
В древнем китайском трактате «Мудрецы из Хуайнани» из времён династии Тан говорится:
«Добропорядочный человек бережёт то, что имеет, и не гонится за чужим. Погоня за чужим добром приведёт к потере того, что у тебя есть».
В подтверждение этого приводятся три истории из древнего Китая
Прорицатель Доу Це призывал избавляться от жадности
Эта история относится ко времени «Весны, Осени и Воюющих Царств» (770-221 гг. до н. э.)
Доу Це, высокий чиновник царства Чу, однажды беседовал с лининем Цзы Чаном. Лининь – это должность, которая равнозначна современному статусу премьер-министра.
Лининя Цзы Чана интересовали в основном материальные вещи: объёмы запасов золота и количество лошадей в государстве. При этом и выражение его лица было «хищным, как у голодного волка». Это удивило и обеспокоило Доу Це, потому что он знал, что царству Чу грозит упадок, если его управитель склонен к жадности.
Так оно и случилось: ровно через год: в битве с царством У при Байцзюе армия Чу была разгромлена.
А вот что рассказал Доу Це о Цзы Вэне, который был прародителем Цзы Чана:
Цзы Вэнь не имел личного богатства и хорошо понимал нужды людей. Ему трижды предлагали должность лининя, но он отказывался, как и отказывался не однажды от предложения правителя царства Чу повысить ему жалованье выше положенного.
Когда Цзы Вэня спросили, почему он так поступает, ведь, люди стремятся к богатству и славе, он ответил, что государственные чиновники обязаны служить простым людям, особенно сейчас, когда они живут в бедности. Он верил в то, что человек, обогащающийся за счёт других, будет наказан. Он привёл пример того, как за неправедное обогащение был наказан и прекратил своё существование род Жоао во времена императора Чжуана.
Вэнь также отметил, что род его предков благополучен, потому что из него выходили честные чиновники, которые ставили на первое место не своё благосостояние, а интересы людей.
«Но к данному времени всё изменилось, – отметил Доу Це, — Сегодня потомок праведного Цзы Вэня Цзы Чан очень богат и стремится к ещё большему обогащению, несмотря на то, что вокруг люди умирают от голода. Люди ненавидят его за это. И вполне вероятно, что царство Чу всё ближе к своему упадку».
Император Тайцзун династии Тан учил подданных, как важно не поддаваться жадности
Император Тайцзун предупреждал, что чиновник, который в нарушение закона берёт взятки, не только потеряет должность, но и всё имущество его будет конфисковано. Он может потерять и жизнь.
Только честная и верная служба стране и народу будет способствовать продвижению по службе.
Генерал Го Цзыи отвергает жадность и придерживается скромности
Го Цзыи (697-781 г. г. до н. э.) – был генералом во времена династии Тан. У ворот своего дворца он не держал охрану, и любой человек, вплоть до простолюдина, мог свободно войти во дворец и так же беспрепятственно выйти.
Тем самым семья генерала была открыта для людей. И люди видели, как его сыновья работали на своих полях, поливали грядки и выглядели как обычные слуги.
Самим сыновьям это не нравилось. Они считали для себя это унизительным, от чего страдали. Сыновья пытались убедить отца в том, что он принижает себя, несмотря на свои заслуги перед людьми. Они говорили, что никто из высокопоставленных чиновников не живёт так открыто, как они. Но генерал не соглашался.
Он отвечал сыновьям, что они не всё знают и не всё ещё понимают и что многие им завидуют. Сейчас все они на виду и никто не может опорочить их семью. Если они закроются от людей, то могут навлечь клевету, которая принесёт им много неприятностей и даже гибель, ибо клевету трудно опровергнуть.
Так объяснил им отец и дети его поняли.
Го Цзыи честно служил в течение 20 лет и способствовал процветанию династии Тан. Он пронёс своё благородство через всю жизнь, заслужил полное доверие самого императора и никакие козни двора не смогли ему повредить.
Потомки генерала тоже прожили достойную и обеспеченную жизнь. А это стало возможным благодаря преданности генерала стране, отказу от жадности, скромности и великодушию.
Жадность правит миром
В настоящее время многие люди стремятся разбогатеть во что бы то ни стало,склонны к жадности и наживе, что приводит человека к падению. И в таком случае на его долю выпадут несчастья.
Напротив, если человек стремится к добру, совершенствует себя, сознательно устраняет жадность, то накапливает добродетель и тогда всё доброе для себя он получает естественным путём, без стремления.
В древности говорилось, что, «если человек добр, несчастья должны обходить его стороной. Если человек злой, он не получит благословения и встретится с бедствиями».
Об этом мы должны помнить всегда.