Что мы знаем о древней медицине Вавилона
Ранние исследователи отмечали, что в Вавилоне не было настоящих медицинских знаний и его древние лекари фактически были магами, а то и просто шарлатанами. Это мнение отражается уже в одних заголовках их статей: «Примитивная медицина древнего Вавилона», «Так называемые медицинские тексты» и т.п.
Ещё Геродот, всеми признанный как «отец истории», писал, что в древнем Вавилоне не было врачей как таковых. Сообщал, что в Месопотамии существовал такой обычай: больных выносили из домов на площади и улицы сёл и городов. Каждый прохожий должен был задержаться возле больного, узнать о его страданиях и помочь ему своим советом. Среди прохожих мог найтись и тот, кто перенёс нечто похожее, и подсказать, как излечился он сам.
Были в то время и маги-врачеватели. Их задачей было установить причину недуга и определить прогноз болезни. Маги считали, что болезнь вызывают внедрившиеся в тело человека демоны. Поэтому главной их задачей было изгнание демонов из организма больного с помощью различных заговоров и заклинаний.
Профессор Харьковской медицинской академии А.А. Опарин, наш современник, изучавший историю вавилонской медицины, подтверждает, что она действительно была тесно связана с магией и колдовством.
Вавилонские клинописные таблички раскрывают нам секреты древних врачевателей
Наши знания о Вавилоне получены из библейских сказаний и считались полумифическими. Такими они оставались вплоть до конца XIX века.
Настоящая история древнего Вавилона стала проясняться благодаря археологическим раскопкам под руководством Роберта Кольдевея, когда были найдены десятки тысяч глиняных клинописных табличек, в том числе и с медицинскими текстами.
Ассирийский царь Ашшурбаннипал (669 – ок. 627 г. до н. э.) для своей эпохи был весьма образованным человеком. Он поощрял научные знания, изучал клинопись, а также сложный шумерский язык и очень трудный для толкования аккадский язык. Он основал знаменитую библиотеку, в которой собирались и хранились древнейшие знания, древние даже для того времени.
Расшифровка клинописных табличек с медицинскими текстами помогла узнать, что в Вавилоне имелись уже сотни готовых лекарств и рецептов для лечения различных болезней. Эти лекарства готовились из растений и минералов.
В чём тайна медицины древнего Вавилона
Для нас и по сей день остаётся загадкой, каким был в Вавилоне весь процесс накопления и развития знаний, сложившихся затем в медицинскую отрасль, проводились ли клинические испытания с тем, чтобы узнать, какие растения и минералы следует применять при тех или иных болезнях.
О том же самом говорит в своей работе «Тайны вавилонской медицины» профессор Марк Геллер, глава BabMed в Берлине. Он подтверждает, что древние рецепты Вавилона действительно эффективны, а значит, были проверены и протестированы, хотя об этом нет никаких сведений.
Значит, можно думать и так, что самого́ процесса таких исследований в Вавилоне не было и вавилонские медики получили от кого-то уже готовые рецепты, созданные намного раньше. И тогда напрашивается вывод, что вавилонская медицина наследовала медицинские знания от ещё более древней в Месопотамии шумерской цивилизации.
О чём повествуют клинописные таблички
Одна из шумерских клинописных табличек была найдена экспедицией Пенсильванского университета в древнем городе Ниппуре и относится примерно к 2200 году до н. э.
В её расшифрованном тексте прописано, как приготовить снадобье из различных растений, минералов и даже из животных продуктов, но этот текст изобиловал ещё и множеством совершенно непонятных терминов. Поэтому исследователи посчитали их некими заклинаниями магов при врачевании.
Так и считалось до 1955 года, пока один из ведущих востоковедов и шумерологов мира американский учёный Сэмюэл Крамер не доказал, что даже в самом древнем шумерском тексте нет ни одного слова о магии, демонах или богах.
Поэтому он объяснил все недоразумения неправильным переводом из-за недостаточного знания исследователями сложного шумерского языка. Их предположение о том, что рецепты – это не что иное, как магия, он назвал ошибочным.
Врачеватели асу и ашипу
В древнем Вавилоне медицина и магия действительно были тесно взаимосвязаны, тем не менее, они так же существенно и отличались друг от друга.
Было два основных типа специалистов-врачевателей: Ашипу, или Машмашу, бывшие заклинателями и магами, и Асу, или Ашу, являвшиеся терапевтами и фармакологами. Асу были светскими врачами и работали самостоятельно, а Ашипу были служителями храмов и получали плату от храмов.
Подходы к лечению у них тоже были разными. Так, в гимне Асу, посвящённом почитаемой ими Богине врачевания Гуле, поётся о том, что терапевт знает, как лечить с помощью трав и лекарств, как изгнать болезнь, используя скальпель и нож.
И напротив, лекарь, который приходил к больному домой, чтобы узнать его психическое состояние и на этой основе поставить диагноз, назывался ашипу-магом, а не терапевтом. Магические заклинания он использовал для устранения страхов и тревожных состояний человека. Ашипу полагали, что разум может болеть точно так же, как, например, и сердце. Вот так профессор Геллер объясняет деятельность целителей ашипу.
Асу и ашипу по-разному писали свои рецепты. Асу-терапевты писали рецепты на вертикальных табличках в привычном для нас и сейчас варианте. А таблички с заклинаниями писались горизонтально. Уже при одном взгляде на клинописную табличку было понятно, кем она написана.
Различия медицинских знаний в древности
Некоторые исследователи придерживаются мнения, что вавилонские врачи не имели общей сложившейся медицинской теории. Но профессор Геллер считает, что это не так.
Греческая медицинская теория Гиппократа исходит из такого понимания, что основная роль в развитии патологического процесса в организме человека принадлежит четырём жидкостям (крови, слизи, жёлтой желчи и чёрной желчи), что позже вошло в концепцию европейской медицины, Вавилонская идея о демонах как невидимых возбудителях болезней больше похожа на современное понимание о вирусах и бактериях, являющихся внешними возбудителями болезней.
Рецепты древних
Наибольшую ценность в лечебной практике вавилонской медицины представляют рецепты и сложные наборы фармакологических компонентов, которые и до сих пор ещё полностью не распознаны.
К тому же самым древним рецептам, написанным до Всемирного потопа, вавилонские врачеватели доверяли без сомнения.
Иногда они даже специально подчёркивали, что рецепт известен от допотопных целителей, а значит, проверен и испытан. Определение «допотопный» тогда означало не примитивность, а, напротив, доверие.
Было разработано множество лекарственных форм. Это таблетки, мази, порошки, лекарственные тампоны, компрессы и повязки. Наряду с ними применялся и лечебный массаж.
Для разных органов рекомендовались разные формы лекарств. К примеру, для лечения болезней прямой кишки предпочитались мази и масла, для почек – растворы минералов и отвары трав.
Профессор Опарин дополняет, что «лекарства варили обычно на мёде, пиве, воде, уксусе или твёрдом жире».
Далеко не всё сводилось к магическим ритуалам.
Компетенции асу и ашипу
Врачи-асу выясняли симптомы болезней и давали практические рекомендации по их лечению, но не ставили задачу вылечить больного полностью, потому что абсолютно верили в то, что здоровье и жизнь человека определяют только боги.
А общением с богами занимались ашипу, которые устанавливали диагноз и прогноз болезни, типа «он поправится», «он умрёт».
Есть предположение исследователей о том, что рецепты терапевтов-асу позже приспособили для своей практики заклинатели-маги. Всё-таки у них были общие исторические корни.
«Грязеаптека» – тайный язык медицины древних веков
Расшифровка древневавилонских рецептов – очень сложная задача для учёных. И трудность не только в том, что уже невозможно понять, о каком растении идёт речь по его древнему названию. Главная трудность состоит в том, что названия растений врачи древности шифровали, чтобы не дать постороннему украсть свой рецепт. Поэтому в рецептах некоторые самые обычные компоненты подменялись странными и неприличными названиями. Эта зашифрованность компонентов лекарств составила своего рода «грязеаптеку».
В неё вошли такие ингредиенты, как птичий помёт, различные странные экзотические животные и экстракты из них, экскременты, моча. На самом деле всё это не использовалось для приготовления самих лекарств, а было лишь секретным обозначением для обычных растений или ингредиентов.
Например, растение Никипту, из которого широко готовили бальзамы, в «грязеаптеке» называлось «собачьи фекалии» или «собачья кость». Это была подсказка сведущему врачу, но запутывала непосвящённых.
А это значит, что если приготовить рецепт с фальшивыми компонентами, то истинного лекарства не получится. Тем не менее, люди, не знавшие смысла грязеаптеки, готовили такие фальшивые лекарства.
Деградация медицины Вавилона
С течением времени это привело к деградации практической медицины Вавилона. Истинные медицинские знания постепенно утрачивались и уступали место магическим ритуалам. Маги заменили врачей. Это произошло уже в XVIII веке до н. э. Вавилонская медицина тогда полностью потеряла к себе доверие во всём регионе Месопотамии – и вавилонских врачей перестали приглашать ко Двору правителя.
Заключение
Древний Вавилон был фактически наследником глубоких медицинских знаний, доставшихся от древних шумеров, а тем – от какой-то ещё более древней высокоразвитой цивилизации. Эти знания хранились и передавались тысячелетиями, но всё же не смогли сохраниться.
Возможно, этого не допускали древние Боги, а может быть, сыграла роль зависть храмовых целителей ашипу к асу-терапевтам. Это можно лишь предполагать.
И всё же некая историческая справедливость сохранилась: современный термин «врач» в регионе Междуречья происходит от слова «асу» (ашу), а не от «машмашу». Маги-заклинатели оказались на задворках истории.